С развитием высоких технологий основным средством массовой информации стал Интернет. Это связано с удобством пользования и оперативностью предоставления или получения той или иной информации.
В России Интернет все сильнее и глубже интегрируется в нашу повседневную жизнь и экономику. Производится активное создание порталов и отлаживаются новые бизнес-модели.
Те времена, когда сайт фирмы являлся экзотикой, давно прошли. На сегодняшний день, анализ сайтов показал, что более 80 % информации в глобальной паутине носит коммерческий характер.
Интернет, как один из самых гибких и динамичных рынков, почувствовал на себе влияние глобального финансового кризиса быстрее множества других отраслей. Значительно сократились рекламные бюджеты, прежде всего, у наиболее пострадавших банков и инвестиционные компании. Это подвигло Интернет-компании на серьезную экономию, выражающуюся в сокращениях штата и даже в приостановке отдельных проектов.
Однако, как показывают маркетинговые исследования, волнения на российском Интернет-рынке были преждевременны.
Дело тут в особенностях размещения рекламы, в основном за счет которой существуют Интернет-компании. Стоит надеяться на заметное перераспределение бюджетов рекламодателей в Интернет, так как в кризисной ситуации остаются только самые эффективные каналы инвестирования денег, Интернет в качестве рекламного носителя – один из них.
По словам Германа Клименко (глава LiveInternet) на его компании кризис сказался только тем, что просящиеся на работу люди стали просить меньше денег.
Еще один положительный фактор для российских Интернет-лидеров – это уход от существования только лишь за счет рекламы в пользу платных сервисов. Например, доходы той же «Мамбы» более чем на 70 % основываются на платежах пользователей. По этому же пути решили пойти и многие другие социальные сети.
Гендиректор портала «одноклассники.ру» Никита Шерман заявляет: «Мы научились зарабатывать деньги сами – на рекламе и на платежах пользователей. Конечно, при таких неблагоприятных условиях наши планы приходится корректировать и все же мы закладываем определенный рост, ожидаемый в следующем году».
Также Шериман добавляет, что те кто нормально уже умеют зарабатывать деньги, по крайней мере выживут.
Стоит отметить, что некоторые могущественные Интернет-компании все же испытывают некоторые трудности. Так, Rambler объявил о значительном сокращении расходов, в связи с понижением рентабельности. Также, отток рекламодателей по информации экспертов наблюдается у компании SUP. Причем, один из сотрудников SUP’а, пожелавший сохранить анонимность, утверждает, что это связано не только и не столько с мировым финансовым кризисом, но и с деятельностью компании, которая продает рекламу в Livejournal.com.
Однако, возрос интерес к сегменту деловой информации и наперекор всем опасениям в этой сфере растет число новых проектов. Бывший главный редактор журнала «Коммерсант» открыл деловой портал Dailyonline. А бывший руководитель Ленты.ру Антон Носик возглавил новостной сайт Bfm.ru.
Перспективность этого сегмента рынка подтверждает еще и то, что компания РБК, которая одна из первых почувствовала на себе влияние финансового кризиса, не собирается значительно сворачиваться в своей деятельности. Вслед за онлайн-игрой Бизнес-магия и сайтом Turbo.ru об автомобилях компания открыла еще один ресурс Drinktime.ru – информационно-развлекательный портал об алкоголе.