Вопреки многочисленным и весьма пессимистичным прогнозам в сфере грузоперевозок, дела здесь наладились уже достаточно давно, а вот превзойти докризисные показатели удалось сравнительно недавно.
Хотя в самом начале финансовый кризис больно ударил по этой нише услуг, а растущие цены на топливо, казалось, способны были нивелировать любые позитивные общеэкономические тенденции.
И тем не менее, ничего нелогичного не было: усиление процессов производственной оптимизации вынудило искать новые варианты эффективного использования рыночной инфраструктуры. Как раз здесь и играют одну из ключевых ролей грузоперевозки и логистика, при чем, не имеет значения, рассматриваем ли мы международные перевозки грузов или локальные транспортировки.
Большую роль в этом процессе играют и территориальные размеры каждого отдельно взятого государства: чем они больше, тем большим сравнительным изменениям подверглись центральные в экономическом плане регионе и «окраина». К примеру, страны СНГ по меркам Европы весьма масштабны и поэтому в них особенно почувствовалось влияние кризиса, неоднородное по силе в самых удаленных частях и в тех же мегаполисах. Весьма заметны стали диспропорции в формирование затратной составляющей производства, которая состоит из стоимости занятых площадей и рабочей силы.
Кстати, в некоторой мере кризис смягчил, а не усилил эти тенденции: еще до кризиса были заложены диспропорции в стоимости недвижимости, что вытесняло масштабные производства подальше от «золотой земли» мегаполисов. Поэтому, если бы не кризисные явления, рост грузоперевозок все равно продолжался бы, при этом темпами более быстрыми, чем сегодня, но обусловленными несколько иными причинами.
Кстати, отрасль грузоперевозок осталась одной из наиболее способствующих тому, чтобы получить кредит: банки с большой долей доверия смотрят в эту сторону и считают данную нишу одной из наиболее защищенных от банкротств и финансовых рисков. Это подтверждает и статистика: количество банкротств здесь в несколько раз ниже, чем в других отраслях экономики практически во всех европейских странах.
Но не стоит питать иллюзий по поводу нормы прибыли: естественно, она сократилась по сравнению с докризисной, потому что во всех сферах деятельности уровень рентабельности сдвинулся в сторону общего понижения. Хотя, само собой, критичного здесь ничего нет, но констатировать данный момент стоит.
Главная уязвимость в осуществление грузоперевозок сегодня – это, естественно, растущая стоимость топлива, которая увеличивает фактор затрат, в то время как плавно растущий спрос не позволяет пока что спокойно перекладывать эту нагрузку на плечи клиента и операторы вынуждены делить ее примерно поровну. Трудно сказать, какая тенденция возьмет верх в итоге: растущий фактор спроса или растущие издержки цены, чтобы суметь спрогнозировать изменения на будущее. С другой стороны, сегодня грузоперевозки еще и крайне хорошо защищены от конкурентного вмешательства, так как рынок весьма сформирован и войти новому крупному игроку сегодня практически невозможно или будет стоить непомерно дорого. И вот это как раз то единственное, что в данной отрасли изменению не подлежит.