Интернет-аукционы появились в рунете не так давно, но достаточно быстро завоевали неоднозначную известность. С одной стороны, российские пользователи, привлеченные выгодностью покупок на западных аналогах (например Ebay), отнеслись к их появлению с огромным энтузиазмом, однако российские аналоги многих сильно разочаровали.
Причин несколько: относительно небольшое количество и слабый ассортимент товаров, не всегда прозрачная система ставок (зачастую ставки проставляются в последнюю секунду специальными программами, а то и вовсе инициируются администрацией интернет-аукциона), неубедительная система рейтинга участников (что не позволяет отобрать надежных контрагентов), нет никакой привязки пользователя к его аккаунту (что облегчает недобросовестным пользователям создание мультиаккаунтов и накрутку рейтинга), ну и конечно проблемы с доставкой и оплатой (ведь подавляющее большинство отечественных интернет-аукционов не готовы брать на себя какие-то гарантии в этих вопросах).
В чем же основная проблема российских интернет-аукционов? Пожалуй стоит начать с самого главного - аудитории, ни продавцы, ни покупатели не готовы производить какие-то ни было транзакции через интернет, так как уже было сказано выше, присутствует ненадежность в биллинговых системах и методах доставки. Вторая по значимости проблема - количество использующих кредитные карты и ЭСП (электроные системы платежей, такие как Яндекс.деньги и Webmoney) относительно невелико (в большей мере это касается покупателей), что еще больше снижает круг потенциальных контрагентов.
Однако не стоит забывать и о психологическом моменте, на Западе такого рода сделки осуществляются уже больше сотни лет (например оплата чеками товаров заказанных через каталог по почте), у нас же просто нет, а весь срок опосредованной торговли составляет менее десятка лет и связан в основном не с благопристойной коммерцией, а скорее с различными системами сетевого маркетинга, такими как Гербалайф, Цептор и т.д.
Однако даже несмотря на развитую структуру удаленных покупок, западные аукционы тоже далеко не сразу пришли к сегодняшней популярности. Были привлечены огромные инвестиции, проведены масштабные маркетинговые исследования и уже на их основе проведена широкомасштабная маркетинговая кампания, которая помогла привлечь первоначально необходимый пул пользователей.
Российский же интернет-бизнес осваивая западные модели почему-то упорно отказывается учитывать маркетинговые и психологические составляющие (за немногочисленными исключениями, такими как Вконтакте и Одноклассники), просто копируя физическую модель, т.е. по сути просто банально копируя западный аукцион (причем даже тут идя по пути наименьшего сопротивления и попросту игнорируя трудные в техническом плане моменты).
Возникает справедливый вопрос, а стоит ли вообще пользоваться услугами отечественных интернет-аукционов? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, стоит разделить его на две составляющие: продавцов и покупателей.
Для первых такой аукцион - это дополнительный канал сбыта позволяющий бесплатно охватить широкую аудиторию, для покупателей же это хороший способ сэкономить во время кризиса, однако не стоит забывать, что интернет-аукцион это не панацея, и обеим сторонам стоит очень внимательно подбирать контрагентов и максимально страховать свои риски при оплате (для покупателей например заказывать курьерскую доставку при получении товара).
Ну а работать ли вам с интернет-аукционами - решение за вами...