Как правило современная организация представляет из себя целую структуру взаимосвязанных единиц, взаимодействующих на контрактной основе. Это позволяет обособленным звеньям одной огранизации взаимодействовать на взаимовыгодной основе. Таким образом внутри одной организации мы видим уменьшенную модель рынка, интересы участников которого подчас не совпадают, в результате чего, задача эффективного управления превращается в задачу управления внутрикропоративной экономикой и эту задачу призвано решить трансфертное ценообразование - система внутрикорпоративных цен, по которым производится продажа товара и услуг внутри органицзации.
Не будем преувеличением если сказать, что от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степень организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки (обычно систем класса ERP). Следовательно, проблемы информационной структуры оказывают наиболее существенное влияние на само существование внутрифирменной системы трансфертных цен, и непосредственно определяют тип организационной структуры предприятия.
Большинство с уществующих организационных структур не позволяют считать прибыли по каждому бизнесу фирмы, что снижает мотивацию менеджеров подразделений и не способствует эффективному функционированию организации в целом. Таким образом можно говорить о необходимости создания такой системы учета, которая позволяла бы управлять деятельностью всех подразделений и базировалась на разделении всех структурных бизнес-единиц одной организации на центры ответственности, а связующим звеном выступала бы система трансфертного ценообразования, которая позволит эффективно функционировать организации, и корпоративная культура, позволяющая сохранить организацию как единое целое.
Существует несколько моментов, на которые стоит обратить особое внимание при разработке системы трансфертного образования:
1) Величина трансфертных цен должна отражаться на прибыльности подразделений и представлять собой обоснованный критерий измерения деятельности подразделения, так как при передаче товаров или оказании услуг доходы одного подразделения соответствено превращаются в расходы другого.
2) Сама система трансфертного ценообразования должна мотивировать менеджеров подразделений к принятию эффективных управленческих решений и предоставлять информацию для их обоснованности. Это возможно втом случае, если менеджеры, стремясь увеличить прибыль своего подразделения, одновременно увеличивают и прибыль всей компании.
3) Система трансфертного ценообразования ни в коем случае не должна нарушать обособленности структурных единиц. Так же недопустимо наделять менеджеров дополнительной ответственностью и в то же время централизованно назначать внутренние цены.
Система трансфертного ценообразования наравне с качественной информационной поддержкой необходима прежде всего крупным промышленным предприятиям, а так же компаниям, занимающимся массовыми оптовыми поставками и компаниям, работающим в добывающих отраслях. В первую очередь это обусловлено тем, что только крупные компании могут себе позволить связанные с переходом на новый способ управления затраты.
Массовое внедрение трансфертного ценообразования в России является на данный недостижимым идеалом, а современное состояние трансфертной системы и неразбериха царящая в установлении цен, наносит инвестиционному климату России несравнимый ни с чем, кроме политической нестабильности. Однако по оценкам аналитиков, ситуации на этом рынке постепенно выправляется, а решение этой проблемы дожно существенно поднять российские позиции на мировом рынке.