Информационное Агентство "Финансовый Юрист"
Сделать стартовой страницей Добавить в избранное RSS
Сегодня 5.7.2020
Управленцу | Банкиру | Юристу | Бухгалтеру | Экономисту Контакты  | О проекте  

Статьи

Tweet

Все статьи данной рубрики

Архив по рубрикам

Валютный дилинг Валютный дилинг. Правовая основа валютного дилинга
  • Свободные денежные средства преследуют две основные цели – получение максимальной доходности при соблюдении соответствующей надежности. В целом, спекуляции на валютном и фондовом рынках к надежным активам отнести трудно, но они обеспечивают самую высокую доходность из всех легальных видов операций. Если же денежные средства не инвестировать, то они имеют свойство со временем исчезать, поэтому или вы работаете с деньгами, или вы прощаетесь с ними навсегда.

    Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных курсов, по степени организованности. По сфере распространения, то есть по ширине охвата можно выделить валютный рынок forex, который в свою очередь, состоит из ряда региональных рынков, образующихся, как финансовыми центрами (банками, биржами, инвестиционными фондами, брокерскими компаниями) так и частными инвесторами, расположенных в отдельных регионах мира, включая и Россию, которая с каждым днем все больше интегрируется в международные финансовые институты.

    В результате глубоких институциональных реформ Россия, встав в начале 1990-х на путь формирования цивилизованной экономики рыночного типа, добилась к настоящему времени поразительных результатов. Несмотря на достаточно хаотическое развитие рынка в течение этого времени, на данном этапе уже сформировалась, хотя и неполноценная, но реально функционирующая классическая система трехуровневого финансирования экономики.

    Такая система, как известно, состоит из бюджетного финансирования, системы банковского кредитования и прямых инвестиций через механизмы рынка капиталов. При этом, системе прямого инвестирования следует уделить наибольшее внимание, так как первые две составляющие ограничены. Ресурсы государственного бюджета предельны исходя из самой сущности его формирования; бюджетное финансирование не должно и не может служить основным источником средств для развития экономики.

    Банковская система в этом смысле и более мобильна, и обладает большим потенциалом, однако, несмотря на огромные аккумулированные банками средства, даже их недостаточно для полноценного финансирования всего рыночного механизма России. И только механизмы прямого и косвенного инвестирования в мировую экономику (в частности в мировой валютный рынок) с ее поистине бескрайним потенциалом, могут выступить в качестве силы, двигающей развитие различных структур, действующих на рынке, а следовательно и всей российской экономики.

    Механизмы такого инвестирования могут заработать в полной мере только при условии хорошо организованной и защищенной инфраструктуры организаций позволяющих участвовать в мировом валютном рынке, являющемся системой, позволяющей перекачивать средства заинтересованных инвесторов из одних областей экономики в другие, а также непосредственно участвовать в торговле валютой, извлекая немалую прибыль, и тем самым, развивая экономику нашей страны.

    Государство, однако, не должно стоять в стороне от процессов инвестирования, и здесь государству отводится роль организатора и регулятора системы сторонних инвестиций. Государственные структуры призваны выступать и в качестве структурообразующей силы, и в качестве регулирующих органов, прежде всего через механизмы законодательного регулирования.

    Инфраструктура мирового валютного рынка сложна и многообразна. На данном этапе участие России в мировом валютном рынке в большей степени уже сформировано, благодаря нашим банкам, многочисленным крупным компаниям и предприятиям, а также частным инвесторам, заинтересованным в наилучшем для себя размещении средств. Очевидным становится необходимость существования структур, которые позволяли бы с обоюдной выгодой для себя, безопасностью и удобством двум этим заинтересованным сторонам проводить операции с валютой на рынке форекс.

    Процесс формирования и становления организаций, профессионально работающих на рынке валют, в качестве, как непосредственных его участников, так и посредников (банки и брокерские инвестиционные компании), практически завершен.

    Но необходимо также учитывать, что важной составляющей участия в мировом валютном рынке, является функционирование таких структур, как службы финансовой информации и дилинговые центры, предоставляющие информационные услуги и непосредственный доступ на рынок Forex, для осуществления торговли валютой.

    На данный момент в России уже сформировались и реально функционируют ряд организаций обладающих необходимыми торговыми системами, обеспечивающими доступ на рынок форекс, подавляющая часть которых это дилинговые центры.

    Валютный дилинг как способ получения прибыли

    Наиболее распространенным вариантом работы на рынке forex для конечных инвесторов является работа через брокерскую компанию или подраздел банка, который выполняет ее функции. Брокерская компания выполняет заявку, покупая или продавая необходимый актив. Инвестор, вступая в договорные отношения с брокерской компанией, предварительно переводит в залог определенную сумму, из которой будут вычитаться возможные убытки по его позициям.

    Типичными условиями работы для многих западных брокерских компаний является заставная сумма в 50 - 100 тыс. долларов США и предоставление 20-кратного "плеча". То есть, положив на счет брокерской компании 100 тыс. долларов США инвестор может оперировать ее капиталом на общую сумму в 2 млн. долларов США. Речь идет не о реальном приобретении валюты, а о покупке с обязательной следующей продажей (или наоборот), то есть о торговле, которая называется маржинальной.

    Итак, в результате действия маржинального механизма участник рынка оперирует суммами, которые в несколько раз превышают количество его собственных денег. Соответствующим большим будет и финансовый результат такой операции. С учетом средней дневной ценовой динамики – несколько сот долларов на стандартный лот.

    Рассмотрим подробнее механизм маржинальной торговли. Основная цель торговли на любом рынке - купить товар дешевле, а продать дороже. Не составляет исключения и международный рынок валют, здесь необходимо попробовать определить направление изменения цены валюты и купить валюту, цена на которую повышается, или продать валюту, цена на которую падает, а потом, заключив обратное соглашение, получить прибыль.

    Отметим, что любая валюта имеет две цены - цену Bіd, по которой можно продать валюту и цену Ask по который можно ее купить.

    Как правило, для того, чтобы получить за одну операцию прибыль в 1000 долларов с гарантийным депозитом 2000 долларов США необходимо иметь значительный опыт работы на рынке и хорошо ориентироваться в тонкостях прогнозирования. Но теоретически это возможно.

    Таким образом, спекуляции на валютном рынке, который до недавнего времени были прерогативой элитных банков, сегодня стала потенциально доступной и частным лицам с небольшими капиталами. А развитие интернет-технологий, простота процедуры торгов и взаиморасчетов дают возможность очень быстро стать активными участниками этого рынка все большему числу желающих.

    Правовое обеспечение валютного дилинга

    Основными законодательными и нормативными актами регулирующими условия и порядок валютных операций являются:

    • Гражданский кодекс Р.Ф.;
    • Закон Р.Ф. от 9.10.92. «О валютном регулировании и валютном контроле»;
    • Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле от 9 октября 1995 года;
    • Федеральный закон “О банках и банковской деятельности ” 02.12.90;
    • Другие законодательные акты и нормативные документы Ц.Б.Р.;

    В соответствии с документами, приведенными выше, выделяются следующие понятия:

    1. Иностранная валюта:

    - это денежные знаки в виде казначейских билетов, монет, находящиеся в денежном обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве, или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, на подлежащие обмену денежные знаки;

    - средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных единицах.

    Из закона Р.Ф. «О валютном регулировании и валютном контроле» (статья 3 пункт 4) следует, что юридические и физические лица Р.Ф. могут иметь в собственности иностранную валюту, а следовательно и распоряжаться ею.

    2. Валютные операции:

    - операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в то числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

    - ввоз и пересылка в Р.Ф., а так же вывоз и пересылка из Р.Ф. валютных ценностей;

    - осуществление международных денежных переводов. Непосредственно операциям купли - продажи валюты относятся пункты «А» и «Б», кроме того, эти операции типа спот и форвард можно отнести к категории текущих валютных операций;

    - переводы в Р.Ф. и из Р.Ф. иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а так же для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

    - получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 170 дней;

    - переводы в Р.Ф. и из Р.Ф. процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала. Форвардные валютные операции на срок более 180 дней в данном случае относятся категории валютных операций, связанных с движением капитала;

    Законом установлено, что резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках, однако законодательством Р.Ф. установлены следующие ограничения, запрещающие:

    - осуществление, минуя уполномоченные банки, сделок по купле и продаже иностранной валюты за рубли между резидентами и нерезидентами;

    - осуществление гражданами валютных операций на территории России, минуя уполномоченные банки;

    - уплата денежных сумм в рублях, оказание услуг, или предоставление каких либо художественных ценностей Р.Ф. с последующим получением эквивалента в иностранной валюте за границей;

    - получение денежных сумм в рублях в качестве эквивалента за уплату иностранной валюты за границей;

    - проведение валютных операций, связанных с движением капитала, без лицензии Банка России;

    - продажа иностранной валюты юридическим лицам Р.Ф. на другие нужды, кроме целей импорта товаров и услуг (проведение текущих операций);

    - расчеты и платежи на территории Р.Ф. в иностранной валюте;

    - покупка предприятиями-резидентами валюты на внутреннем рынке для иных целей, кроме осуществления текущих валютных операций и платежей по обслуживанию кредитов, полученных в иностранной валюте;

    - покупка валюты на внутреннем рынке без наличия документов, подтверждающих наличие договорных отношений у предприятия-резидента - покупателя валюты с нерезидентами;

    - открытие юридическими лицами - резидентами без разрешения банка России текущих и иных счетов за границей и совершение по этим счетам операций в иностранной валюте;

    - технические ограничения, например получение разрешения на каждую проводимую операцию в Ц.Б.Р., что недопустимо для быстрого проведения сделки, необходимость иметь связь с множеством банков разных стран и.т.д.

    Из всего этого следует, что российские предприятия не могут непосредственно за счет собственных средств осуществлять операции как на международном, так и на внутреннем валютном рынке. Подобные операции могут проводить только уполномоченные банки.

    Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Такое деление имеет очень важное практическое значение, и вопросы по отнесению какой-либо валютной операции к тому или иному виду зачастую становятся предметами споров, а иногда судебных разбирательств.

    К текущим валютным операциям относятся:

    - переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

    - получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

    - переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, девидентов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

    - переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алименты и т.д.

    К валютным операциям связанным с движением капитала, относятся:

    - прямые инвестиции, то есть вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получении прав на участие в управлении предприятием;

    - переводы в оплату права собственности на здания, сооружение и другое имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

    - предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

    - предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

    - все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

    Одним из важнейших субъектов регулирования валютного рынка выступают уполномоченные банки.

    Под термином «уполномоченные банки» в законодательстве РФ понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций.

    Центральный банк Российской Федерации по форме и существу является важнейшим органом регулирования валютного рынка.

    Центральный банк России осуществляет валютную стратегию России, оказывает влияния на формирование валютного курса, проводит операции на межбанковском рынке, контролирует деятельность уполномоченных банков.

    В нашей стране в настоящий момент валютное регулирование осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”. Под валютным регулированием понимается степень вмешательства органов государственной власти в процессы валютного и финансового рынка по порядку совершения валютных операций резидентами и нерезидентами на территории РФ и резидентами за ее пределами; по порядку образования централизованного валютного фонда страны; по порядку ввоза и вывоза российской и иностранной валюты; по определению прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; по установлению ответственности за нарушение валютного законодательства; по определению полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

    В соответствии с законодательством на внутреннем валютном рынке Российской Федерации могут быть использованы следующие формы и методы валютного контроля:

    - резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации;

    - покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

    - сделки купли продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ. По закону, покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускается. Заключенные в нарушение указанных положений сделки купли-продажи иностранной валюты являются недействительными. ЦБ РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупки и продажи иностранной валюты.

    Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основные направления валютного контроля включают:

    - определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

    - проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

    - проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

    - проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

    В соответствии с законодательством валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Понимание этих терминов является одним из основополагающих моментов валютного законодательства. Агенты валютного контроля отличаются от органов прежде всего своими полномочиями и правами.

    Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, Правительство Российской Федерации в соответствии с законами РФ. В общем плане органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

    Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Все уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, они подотчетны Центральному банку РФ.

    Если не считать таможенных органов на местах, то центральным агентом валютного контроля являются уполномоченные банки. В первые два года деятельности коммерческие банки имеют право осуществлять операции в иностранной валюте, но без привлечения средств физических лиц. Через два года работы коммерческий банк получает лицензию на осуществление операций в иностранной валюте с правом привлекать средства физических лиц. После этого коммерческий банк может получить генеральную лицензию, которая позволяет открывать филиалы за рубежом и приобретать доли в уставном капитале кредитной организации-нерезидента.

    Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” предусмотрена целая система ответственности за нарушение валютного законодательства. В первую очередь резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей закона, несут ответственность в виде:

    - взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;

    - взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий;

    - резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредаствление или несвоевременное предоставление органам и агентам валютного контроля документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается ЦБР.

    При повторном нарушении указанных в настоящей статье положений, а также за невыполнение или ненадлежащие выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и неризеднты несут ответственность в виде:

    - взыскания в доход государства сумм, указанных выше, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами РФ;

    - приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий или разрешений.

    Взыскания упомянутых в настоящей статье сумм штрафов и иных санкций производятся органами валютного контроля, в том числе по предоставлению агентов валютного контроля, с юридических лиц – в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном. Должностные лица юридических лиц – резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Вот так выглядит перечень нарушений валютного законодательства, влекущих за собой применение финансовых санкций:

    - вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, без наличия соответствующего разрешения ЦБ РФ;

    - нарушение установленного порядка совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом;

    - нарушение порядка приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России, в том числе приобретение иностранной валюты минуя уполномоченные банки;

    - осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, без наличия соответствующей лицензии ЦБ РФ;

    - нарушение уполномоченными банками порядка открытия счетов нерезидентов РФ, а также проведения операций по счетам нерезидентов.

    Таким образом валютный контроль во всей своей совокупности представляет довольно жестко контролирование со стороны государства всех сделок с другими государствами и выступая в качестве инструмента власти помогает Правительству в распределении валютных ресурсов. Но для того чтобы валютный контроль был эффективным, необходимо наличие сложной, многоуровневой системы управления, учитывающей все особенности внутренней экономики, положение страны в мировой торговле, а также интересы участников валютного рынка.

    Антон Гаген

    Информационное Агентство "Финансовый Юрист"
Логин
Пароль

Расчет отпускных в 2017 году. Новые правила расчета отпуска

На первый взгляд кажется, что расчет отпускных - это не такая уж и трудная задача. Такой точки зрения обычно придерживаются практически все сотрудники, за исключением естественно бухгалтера. Ведь бухгалтеру известно, что стандартных ситуаций при расчете о...

Паспорт РФ: получение паспорта, обмен паспорта и восстановление паспорта при утере

В данной статье я постараюсь рассмотреть порядок действий, которые необходимы для получения общегражданского паспорта РФ, обмена российского паспорта по окончанию срока его действия и восстановления паспорта РФ при его утере, а так же разъяснить законодат...

Бизнес план. Составление бизнес-плана

Бизнес план - это именно то, с чего необходимо начинать любой успешный бизнес-проект. Это требуется как для общего увеличения КПД предприятия, так и для развития и планирования повышения отдачи от каждого отдельно взятого сотрудника.

И именно дл...

Трудовая книжка. Образец заполнения трудовой книжки

Трудовая книжка - это один из главных документов, подтверждающих трудовую деятельность и рабочий стаж работника. В соответствии с существующим законодательством, работодателю необходимо вести трудовую книжку на каждого сотрудника, проработавшего в организ...

Гражданско-правовой договор. Достоинства и недостатки гражданско-правового договора

Как правило при приеме на работу нового сотрудника фирма заключает с ним трудовой договор, этот вариант используют большинство компаний и он находится в полном соответствии с трудовым законодательством. Однако это не всегда это приемлимо для работодателя,...