Информационное Агентство "Финансовый Юрист"
Сделать стартовой страницей Добавить в избранное RSS
Сегодня 30.6.2022
Управленцу | Банкиру | Юристу | Бухгалтеру | Экономисту Контакты  | О проекте  

Статьи

Tweet

Все статьи данной рубрики

Архив по рубрикам

осаго ОСАГО. Расчет стоимости ОСАГО
  • ОСАГО это страхование автогражданской ответственности, носящее обязательный характер для всех владельцев транспортных средств. Этот вид страхования существует с момента принятия закона об ОСАГО под номером 40-ФЗ от 24.04.2002 года.

    Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, глава 59, гражданская ответственность определяется как обязанность лица (юридического или физического), по вине которого был причинен какой-либо ущерб, возместить размер ущерба полностью пострадавшей стороне.

    Возможность страхования риска причинения ущерба регламентируется статьей Гражданского Кодекса Российской Федерации под номером 931. В соответствии с данной статьей пострадавшей стороне должна быть выплачена компенсация в том размере и на тех условиях, которые определены договором страхования.

    Тарифы по ОСАГО

    Тарифы на обязательное автострахование по системе ОСАГО регламентированы Постановлением Правительства РФ и могут изменяться не чаще чем раз в полгода. На данный момент действует система тарифов на обязательное автострахование от 07.05.2003 года с учетом повышающих коэффициентов, введенных в марте 2009, установленных Постановлением под номером 264 Правительства РФ.

    Лимит ответственности страховой компании по страховому полису ОСАГО

    Закон об автостраховании по системе ОСАГО предполагает определенный лимит выплат потерпевшей стороне при наступлении страхового случая. Этот лимит определяется как 400 000 руб. Лимит действителен для каждого страхового случая, не изменяясь в зависимости от количества обращений за страховой выплатой. Лимит разделяется на две составляющих:

    Возмещение ущерба, нанесенного здоровью и жизни участников страхового случая. Сумма лимита составляет 240000 руб. для нескольких потерпевших, и не более 160 000 руб. для одного потерпевшего.

    Возмещение ущерба, нанесенного имуществу, попавшему в страховую ситуацию. Сумма лимита составляет 160 000 руб. для имущества нескольких пострадавших сторон, и не более 120 000 руб. для имущества одной пострадавшей стороны.

    Кто должен приобрести страховой полис ОСАГО

    Закон об обязательном автостраховании по системе ОСАГО предполагает, что автогражданской ответственности подвергаются все лица, владеющие каким-либо транспортным средством и пользующиеся им на территории РФ. Закон в равной степени распространяется как на российские транспортные средства, так и на иностранные.

    Закон об ОСАГО не распространяется на владельцев транспортных средств в следующих ситуациях:

    - Транспортное средство имеет максимальную конструктивную скорость, не превышающую 20 км/ч.

    - Транспортное средство не допущено к участию в дорожном движении на всей территории Российской Федерации по каким-либо техническим характеристикам.

    - Транспортное средство является собственностью Вооруженных Сил Российской Федирации, в частности всех воинских формирований, в которых осуществляется военная служба, тут подвержены обязательному автострахованию только те транспортные средства, которые используются в военных органах для осуществления хозяйственной деятельности, например автобусы для перевозки военнослужащих, легковые автомобили или другие транспортные средства.

    - Транспортное средство зарегистрировано заграницей, при этом оно непременно должно иметь оформленную по правилам международного обязательного страхования страховку.

    - Транспортное средство уже застраховано по системе ОСАГО другим лицом.

    Возмещение по полису ОСАГО

    Лицо, которому был нанесен ущерб тем или иным транспортным средством, имеет право на страховое возмещение согласно договору обязательного автострахования ОСАГО.

    Исключениями являются:

    - Случаи причинения морального вреда пострадавшему лицу.

    - Случаи возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды.

    - Случаи, при которых ущерб был нанесен в пределах специально отведенных территорий для учебной езды, в ходе учений, различных испытаний транспортных средств или в ходе проведения соревнований.

    - Случаи, при которых был нанесен ущерб окружающей среде.

    - Случаи, при которых ущерб был нанесен пострадавшему перевозимым в транспортном средстве грузом, если риск наступления такого страхового случая подлежит обязательному страхованию.

    - Случаи, при которых ущерб был нанесен жизни или здоровью лиц, выполняющих свои прямые трудовые обязанности, если причиненный ущерб подлежит страховому возмещению, регламентированному законом об обязательном социальном страховании или законом об обязательном страховании.

    - Случаи, при наступлении которых возникает обязанность компенсации убытков, причиненных работодателю при нанесении ущерба жизни и здоровью работника.

    - Случаи, когда установлено, что ущерб транспортному средству и находящемуся в нем грузу нанесен водителем.

    - Случаи, когда ущерб был нанесен при проведении погрузочных и разгрузочных работ, а также при передвижении транспортного средства по внутренней территории предприятия или организации.

    - Случаи, при которых произошла порча или полное уничтожение таких предметов, как антиквариат, различные культурные ценности и предметы искусства, ювелирные изделия, в том числе из драгоценных или полудрагоценных камней, денежные знаки, ценные бумаги, религиозно-культовые предметы, литературные произведения, объекты интеллектуальной собственности, научные ценности.

    Льготы при покупке полисов ОСАГО

    Льготы на обязательное автострахование установлены статьей под номером 17 Закона об ОСАГО. Они распространяются на:

    - Инвалидов, которые приобрели транспортное средство при содействии органов социальной защиты населения. Этой категории граждан выплачивается компенсация в размере половины от стоимости обязательного автострахования. Компенсация рассчитывается исходя из суммы, указанной в договоре страхования и уже уплаченной владельцем транспортного средства. Данная льгота действительна только в том случае, если транспортное средство используется непосредственным хозяином и еще не более чем одним водителем.

    - Иные категории граждан, льготы на обязательное автострахование которым установлены местными органами самоуправления субъектов РФ. Льготы на местном уровне могут быть как полными, так и частичными, данный вопрос решается органами государственной власти субъекта РФ.

    Компенсации гражданам, относящимся к категории льготников на обязательное автострахование, выплачиваются из средств федерального бюджета, выделяемых на социальную помощь гражданам РФ (согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2003 года).

    Штрафы за отсутствие полиса ОСАГО

    Согласно статьям 12.3 и 12.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которые вступили в силу 01.01.2004 года, за отсутствие полисов автогражданской ответственности ОСАГО у автовладельцев, которое выявляется сотрудниками ГАИ, полагаются следующие штрафы:

    Административный штраф в размере половины от минимального размера оплаты труда. Штрафу подвергаются все автовладельцы, не имеющие при себе полиса автострахования ОСАГО. Исключениями являются только случаи, когда автовладелец не успел приобрести страховой полис.

    Административный штраф в размере трех минимальных оплат труда ожидает всех автовладельцев, управляющих транспортным средством в непредусмотренный страховым полисом ОСАГО период времени. Если транспортным средством управляет водитель, не указанный в страховом полисе, то налагается тот же штраф.

    Штраф в размере от 5 до 8 минимальных оплат труда налагается на автовладельца при неисполнении обязанностей по обязательному автострахованию, предусмотренных законодательством РФ, и при управлении транспортным средством без оформленного полиса ОСАГО.

    В 2013 году ОСАГО подорожает

    Уже начиная с нового года стоимость полисов ОСАГО может вырасти почти на треть. Такое повышение тарифов предусматривает законопроект об увеличении выплат, который депутаты Госдумы рассмотрят в ближайшее время, сообщает «КоммерсантЪ».

    Согласно поправкам, лимит по выплатам на ремонт машин будет поднят со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, лимит компенсации вреда жизни и здоровью граждан будет увеличен со 160 тыс. до 500 тыс. рублей.

    Как следствие, вырастут и тарифы. Интересно, что сама инициатива об увеличении выплат исходила именно от страховых компаний — соответствующий законопроект в начале ноября на рассмотрение Госдумы отправил Российский союз страховщиков (РСА).

    Эксперты расходятся в оценках ситуации. Как отмечают одни, в случае повышения лимитов, должны повышаться и тарифы, ведь в них внесена расчетная цена, привязанная к сумме страхового возмещения. С другой стороны, по закону страховые компании должны возвращать 77% собранных средств в виде выплат, однако на деле автомобилисты получают не более 60%.

    То, что ситуация поменяется с увеличением размеров выплат, выглядит маловероятным, к тому же в настоящее время повышение цен ОСАГО происходит практически в одностороннем порядке и мало контролируется обществом и государством. Тем временем, в случае принятия поправок базовая цена полиса ОСАГО может составить уже 2,5 тыс. рублей.

    История возникновения ОСАГО

    В конце 2008 года глава России Дмитрий Медведев утвердил законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Смысл этого документа в том, что уже начиная с 1 марта 2009 года при аварии потерпевший сможет обращаться за получением компенсации не к страховщику виновника ДТП, а в свою собственную страховую компанию, после чего страховые компании сами будут решать вопросы компенсации затрат (стоит отметить, что эти операции будут освобождены от налогов).

    Напомним, что за время действия Закона об ОСАГО уровень охвата обязательным страхованием автовладельцев составил 73% от числа зарегистрированных транспортных средств (35, 8 млн. ТС). По мнению специалистов этот показатель является одним из лучших среди стран, в которых данный вид обязательного страхования был введен за последние годы. А если учитывать только реально эксплуатируемые транспортные средства, проходящие регулярно технический осмотр (27 млн. единиц), то уровень охвата страхованием превышает 90%.

    Таким образом рынок сейчас оценивается в 25-27 млн. договоров. Исходя из анализа данных отчетности страховых организаций можно констатировать, что за 2 года действия Закона с 01.07.2003 по 01.07.2005 года было заключено свыше 52 млн. договоров, сумма страховой премии по которым составила около 100 млрд. рублей. За данный период было урегулировано более 1,5 млн. страховых случаев. Средняя выплата на договор ОСАГО составила 21,3 тыс. рублей. Всего же за этот период сумма выплат по страховым случаям составила 32 млрд. рублей.

    Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств оказало положительное воздействие на систему страховых отношений в стране. Ввиду обязательности данного вида страхования, его массовости, дается толчок для развития добровольных видов страхования в России. Кроме того, введение обязательного страхования сказалось на ускоренном формировании современной инфраструктуры страхового сектора финансового рынка, а также создало новые рабочие места как непосредственно в страховании, так и ряде смежных отраслей, таких как: обслуживание и ремонт автомобилей, юридические, медицинские, оценочные, ассистанские и другие услуги.

    Что касается аналогов с зарубежными странами, то в качестве примера можно рассматривать высокий показатель охвата страхованием российских автовладельцев (более 90%). Например в европейских странах уровень охвата составляет: Германия 96-99%, Великобритания 93-95%, Польша 94%.

    Также можно сказать, что Россия повторяет путь многих Европейских стран на этапе внедрения ОСАГО в части ситуации, связанной с ростом убыточности ОСАГО. Так, если рассмотреть коэффициент выплат, то он постоянно увеличивается.

    В настоящее время РСА разработал предложения по внесению поправок в 263 и 264 постановления Правительства (Правила ОСАГО и страховые тарифы). Цель поправок: убрать все неточности и двойные толкования, прописать четкий механизм заключения, продления и прекращения договора страхования, четкий порядок расчета страховой премии для различных категорий автовладельцев, привести отдельные термины и положения указанных документов в соответствие с Федеральным законом об ОСАГО, законом об организации страхового дела, ГК. Т.е. поправки носят технический и редакционный характер.

    Что касается поправок в закон, то они ,безусловно, готовятся. Помимо технических и редакционных поправок планируется рассмотреть поправки, которые направлены на упрощение процедуры урегулирования убытков и создания максимальных гарантий возмещения вреда (речь ведется в т.ч. и об увеличении размера ответственности страховщика перед потерпевшим).

    Уровень убыточности ОСАГО в целом по всему рынку на настоящий момент составляет 60-65%. Международный опыт реализации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств показывает, что наибольший рост убыточности достигается на 3-4 годах проведения ОСАГО. Прирост убыточности ОСАГО за последний год составил 7-9%, причем замедления тенденции роста убыточности не наблюдается.

    Исходя из всего вышеперечисленного, можно предположить, что в течение ближайших двух лет рост убыточности ОСАГО будет продолжаться примерно на 8-10% в год. Уровень убыточности в 77% (критический уровень для ОСАГО) в целом по рынку по пессимистическому прогнозу будет достигнут к концу 2006 г. - началу 2007 г., по оптимистическому прогнозу к концу 2007 г. - началу 2008 г.

    На сегодняшний день у порядка 60 страховых компаний доля по ОСАГО составляет 50 и более процентов от совокупного портфеля. Однако это не означает, что данные компании в связи с этим на текущий момент имеют какие-то дополнительные проблемы. Однако, принимая во внимание рост убыточности по ОСАГО, РСА и ФССН внимательно наблюдают за поведением указанных компаний на рынке.

    Но в любом случае если компания станет не платежеспособной, то по ее обязательствам будет отвечать РСА. Поэтому опасности для страхователей или потерпевших нет. Кроме того, сейчас РСА прорабатывает различные варианты обеспечения страховыми компаниями дополнительных гарантий по исполнению принятых на себя обязательств.

    В случае если не будут внесены существенные изменения в страховые тарифы по ОСАГО, по оценкам РСА, через 2-3 года уровень убыточности ОСАГО будет составлять от 75-85%.

    На текущий момент на тройку лидеров ОСАГО (группа компаний системы «Росгосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОСАО «Ингосстрах») приходится около 46-49% всех страховых сборов по ОСАГО. Данная доля существенно не изменяется с течением времени, с учетом этого можно предположить что через 2-3 года доля тройки лидеров ОСАГО также составлять от 40% до 55% (при условии, что в указанный период времени с рынка не уйдут крупные игроки).

    В настоящее время лицензию на осуществление ОСАГО имеют 164 страховые компании. В начале 2005 года таких компаний было 170, таким образом, за 10 месяцев 2005 г. лицензия была отозвана у 6 компаний, т.е. наметилась тенденция к сокращению числа страховых компаний, осуществляющих ОСАГО. По прогнозам РСА, тенденция к сокращению числа страховых компаний будет продолжаться и в ближайшие 2-3 года, однако дать количественную оценку числа страховых компаний, которые будут заниматься ОСАГО через этот промежуток времени, сейчас затруднительно.

    Однако последние события поставили рынок ОСАГО под угрозу, несколько компаний воспользовались лазейкой в законодательстве, сославшись на Гражданский кодекс, где указано, что деньги с виновника ДТП можно взыскивать в течение трех лет, а закон об ОСАГО позволяет предъявлять требования к страховой компании в течение двух лет, страховые компании по истечении срока давности по ОСАГО учинили ряд исков к автовладельцам и выиграли их, таким образом, наличие полиса ОСАГО совершенно не защищает водителя при аварии. По словам представителей страховых компаний, каждый подобный инцидент крайне негативно сказывается на рынке и репутации страховых компаний.

    Информационное Агентство "Финансовый Юрист"
Логин
Пароль

Расчет отпускных в 2022 году. Новые правила расчета отпуска

На первый взгляд кажется, что расчет отпускных - это не такая уж и трудная задача. Такой точки зрения обычно придерживаются практически все сотрудники, за исключением естественно бухгалтера. Ведь бухгалтеру известно, что стандартных ситуаций при расчете о...

Паспорт РФ: получение паспорта, обмен паспорта и восстановление паспорта при утере

В данной статье я постараюсь рассмотреть порядок действий, которые необходимы для получения общегражданского паспорта РФ, обмена российского паспорта по окончанию срока его действия и восстановления паспорта РФ при его утере, а так же разъяснить законодат...

Бизнес план. Составление бизнес-плана

Бизнес план - это именно то, с чего необходимо начинать любой успешный бизнес-проект. Это требуется как для общего увеличения КПД предприятия, так и для развития и планирования повышения отдачи от каждого отдельно взятого сотрудника.

И именно дл...

Трудовая книжка. Образец заполнения трудовой книжки

Трудовая книжка - это один из главных документов, подтверждающих трудовую деятельность и рабочий стаж работника. В соответствии с существующим законодательством, работодателю необходимо вести трудовую книжку на каждого сотрудника, проработавшего в организ...

Гражданско-правовой договор. Достоинства и недостатки гражданско-правового договора

Как правило при приеме на работу нового сотрудника фирма заключает с ним трудовой договор, этот вариант используют большинство компаний и он находится в полном соответствии с трудовым законодательством. Однако это не всегда это приемлимо для работодателя,...