В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.
Так, к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальным прием ,а так же обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий, в том числе (п. 2 ст. 264 НК РФ):
-расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
- Транспортные расходы по обеспечению доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно ;
- буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Порядок отражения представительских расходов в бухгалтерском учете.
В соответствии с п.п. 5, 7 ПБУ 1099 представительские расходы формируют расходы по обычным видам деятельности. Эти расходы отражаются в бухгалтерском учете в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете представительские расходы не нормируются и включаются в расходы по обычным видам деятельности в сумме фактически произведенных затрат. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) представительские расходы отражаются по дебету счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетами разд. VI "Расчеты", например 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и т.д.
Признание представительских расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций.
Обратите внимание , для признания представительских расходов в целях налогообложения прибыли необходимо, чтобы они соответствовали п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. были обоснованными и документально подтвержденными.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
При методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Таким образом, предельный размер представительских расходов следует определять в конце каждого отчетного периода по налогу на прибыль.
При определении предельного размера представительских расходов необходимо основываться на размере оплаты труда.
Оплата труда, в свою очередь, рассчитывается в соответствии со ст. 255 НК РФ "Расходы на оплату труда".
В оплату труда включаются (ст. 255 НК РФ):
- все суммы, начисленные работникам, в том числе не состоящим в штате организации, за работы по гражданско-правовому договору, в денежной и (или) натуральной форме;
- начисления стимулирующего характера;
- начисления компенсационного характера;
- вознаграждения, надбавки, другие единовременные поощрительные начисления;
- другие расходы, предусмотренные ст. 255 НК РФ.
У организаций часто возникает вопрос: какой размер расходов на оплату труда - начисленную зарплату или фактически выплаченную в отчетном периоде - следует принять за основу при расчете суммы представительских расходов?
При ответе на этот вопрос следует учитывать, что на основании ст. 255 НК РФ расходами на оплату труда признаются начисленные, а не фактически выплаченные суммы. В связи с этим при расчете представительских расходов, учитываемых при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций, за основу следует принять сумму начисленной за соответствующий период заработной платы.
В том случае, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, представительские расходы относятся к косвенным расходам (п. 1 ст. 318 НК РФ). При этом сумма представительских расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Следует также учитывать, что в соответствии с пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления представительских расходов признается дата утверждения авансового отчета. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы кассовым методом, представительские расходы признаются только после их фактической оплаты.
Оформление представительских расходов.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Соответственно включение представительских расходов в состав расходов организации возможно только при наличии первичных учетных документов. Документальное оформление представительских расходов можно разделить на три этапа:
первый - оформление подготовительных документов;
второй - оформление уточняющих (конкретизирующих) документов;
третий - оформление документов, подтверждающих фактическое расходование денежных средств.
На первом этапе следует составить смету представительских расходов на отчетный год. Данная смета может утверждаться общим собранием участников (акционеров) организации либо руководителем организации.
Помимо этого следует издать внутренние организационно-распорядительные документы (приказы руководителя организации), в которых необходимо отразить следующие вопросы:
- перечень официальных лиц организации, имеющих право участвовать в переговорах, а следовательно, получать под отчет средства на представительские расходы;
- порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы;
- порядок расходования средств на представительские расходы;
- документальное оформление представительских расходов;
- порядок осуществления контроля над расходованием и списанием средств на представительские расходы;
- нормирование отдельных видов представительских расходов.
На втором этапе организация проводит конкретное представительское мероприятие, при этом составляются следующие документы:
- приказ руководителя о назначении ответственного за проведение официального мероприятия;
- приказ о направлении приглашений на деловую встречу, который должен содержать цель прибытия представителей сторонних организаций;
- программа проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков проведения мероприятия, фамилий, имен, отчеств участников со стороны принимающей организации и со стороны приглашенных и их должностей, утвержденной сметы представительских расходов. На основании этих документов осуществляется выдача денег под отчет.
На третьем этапе лицо, ответственное за проведение представительского мероприятия, оформляет и представляет в бухгалтерию организации документы, подтверждающие фактическое расходование денежных средств на проведение мероприятия.
К таким документам относятся:
- отчет о проведенной встрече (перечень рассматриваемых вопросов, достигнутые договоренности и т.д.);
- авансовый отчет, к которому необходимо приложить документы, подтверждающие фактически произведенные расходы.
Расходы на представительские цели подтверждают следующие документы:
- счета предприятий общественного питания;
- товарные чеки;
- чеки ККТ;
- документы, подтверждающие оплату транспортных расходов;
- документы, подтверждающие оплату услуг переводчика;
- накладные, торгово-закупочные акты и т.п.
В Письме УФНС России по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851 указано, что в отчете о представительских расходах, составленном после проведения конкретных представительских мероприятий, должна отражаться следующая информация:
- цель представительских мероприятий и результаты их проведения;
- дата и место проведения;
- программа мероприятий;
- состав приглашенных делегаций;
- участники принимающей стороны;
- величина расходов на представительские цели. Отметим, что составление таких отчетов, конечно же, не является обязательным требованием, но их наличие застрахует вас от претензий со стороны налоговых органов.
В то же время отсутствие в отчете каких-то сведений из перечисленных выше не может служить основанием для отказа в принятии произведенных расходов. Так, например, ФАС Уральского округа (Постановление от 07.09.2005 N Ф09-3872/05-С7) пришел к выводу, что налоговое законодательство не требует обязательного включения в перечень документов, подтверждающих осуществление представительских расходов, поименного списка представителей организаций - участников переговоров и программы проведения деловой встречи.
В силу п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Таким образом, первичные документы, подтверждающие произведенные представительские расходы, должны содержать все перечисленные выше необходимые реквизиты.
В том случае, если произведенные представительские расходы не могут быть подтверждены документально или на первичных документах отсутствуют необходимые реквизиты, такие расходы не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 23.12.2005 N 20-12/95338).
Особенности учета отдельных видов расходов
Расходы на алкоголь
Особого внимания заслуживает вопрос о возможности отнесения к представительским расходам затрат на приобретение спиртных напитков, используемых для проведения официального приема.
Ранее налоговые органы однозначно утверждали, что подобные затраты не относятся к представительским расходам, поскольку они не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ.
Однако в последнее время, в том числе под влиянием сложившейся арбитражной практики, позиция контролирующих ведомств кардинально изменилась.
Минфин России в Письме от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 разъяснил, что расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, если они соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Арбитражные суды при возникновении споров по поводу возможности отнесения к представительским расходов на приобретение алкогольной продукции для проведения официального приема поддерживают налогоплательщиков.