Современный супермаркет трудно представить без удобных порой дизайнерских стеллажей, кассовых зон, модернизированных паллетов, морозильных камер, баннет, блоков IT или сканнеров. Торговое оборудование является неотложной составляющей любой сети или розничного магазина не зависимо от места расположения. И хотя большинство наивно полагают, что финансовый кризис в России давно преодолен, производители торгового оборудования продолжают испытывать затруднения.
Однако на этот раз затруднения связаны не с кризисными явлениями, а с перенаправлением спроса внутри сегмента. многие малые и средние предприниматели снова "обратили свой взор на Запад".
Традиционно, основу продаж торгового оборудования составляют различные форматы продуктовой направленности. Магазины fashion-индустрии, косметические салоны, центры продаж бытовой техники и т.д. значительно уступают при формировании потребительского спроса.
Сергей Ненашев, президент компании «Витрина» уверен, что с одной стороны рынок торгового оборудования постепенно оживает. Наметившийся во II полугодии 2010 года рост спроса дает возможность производителям во многом укрепить свои пошатнувшиеся позиции за время кризиса. По данным маркетинговых исследований, проведенных западными специалистами в начале 2011 года, потенциальная емкость рынка торгового оборудования за время кризиса не изменилась. Маркетологи говорят лишь о временном замораживании. Так, емкость рынка в сегменте стеллажей торгового зала, например, достигает без малого 200 млн. евро в год.
Однако несмотря на этот фактор, возросло количество клиентов, желающих получить либо низкую цену либо гибкую систему скидок. А это, в свою очередь, вынуждает производителей искать различные варианты повышения эффективности собственного производства, в том числе и путем снижения постоянных и переменных издержек.
Еще одной потенциальной угрозой спроса является европейский вторичный рынок. Согласно европейским стандартам замена торгового оборудования происходит не по причине плохого внешнего вида, а по причине безопасности оборудования для работников торговой точки и ее клиентов.
Но понятие вторичный рынок в Европе никак не связано с плохим качеством оборудования. Как правило, это оборудование, требующее досрочной ликвидации по ряду причин: банкротство ритейлера, ликвидация магазина, изъятие за долги, модернизация зала и т.д. В этом случае торговые стеллажи и другое оборудование демонтируется, а затем продается. Стоковая цена, как правило, намного ниже рыночной. При этом существует целый ряд параметров и стандартов, которые позволяют определить может ли оборудование быть продано или его необходимо отправить на свалку, как вариант – в переработку.
Первый бум вторичного рынка пришелся на начало 90-х, во времена тотального обновления сферы услуг населению и торговой экспансии. Однако после кризиса спрос на него снова стал актуален. Средние и малые предприниматели даже берут кредит для того, чтобы закупить оборудование по бросовым для России ценам. Этот фактор не мог не отразиться на изменении спроса в сегменте торгового оборудования в России в целом.